Кран козловой состоит из балки, тележки, включающей в себя подъёмный механизм и стоек на колёсах, которые расположены с двух сторон балки и поддерживают её. Колёса стоек позволяют перемещаться крану в целом по прямой линии. Как правило, для этой цели устанавливаются рельсы. Для перемещения груза в перпендикулярном направлении (перпендикулярном направлению движения козлового крана в целом) служит тележка, которая перемещается по балке. По виду такая конструкция напоминает четырёх ногое животное, откуда и пошло это название.
Конструкции выше перечисленных элементов козлового крана могут быть самыми разными. Многое зависит от назначения крана.
По типу привода, большинство козловых кранов делают либо ручными, либо электрическими. Ручные применяются при ремонте автомобилей в гаражах или в других случаях, где грузоподъёмность не велика и погрузочно-разгрузочных работ не много. В других случаях применяется козловой кран электрический. Это обусловлено рядом причин:
1) простота конструкции двигательной установки;
2) кран козловой, как правило, применяют в одном конкретном месте, т.е. он редко перемещается на большие расстояния;
3) т.к. конструкция козлового крана выгодна именно для тяжёлых грузов и в тоже время, он менее гибок, чем башенный кран, то он применяется, как правило, в местах обжитых, где есть подвод электричества.
Чем же хорош козловой кран?
Как мы, уже сказали, его конструкция позволяет поднимать более тяжёлые грузы, чем конструкция башенного крана. Т.е., у козлового крана нет опасности опрокидывания, что делает его более надёжным. По существу, самой большой опасностью, может быть обрыв троса с падением груза. По этой причине, видимо, и рекорд по грузоподъёмности должен принадлежать именно им – по некоторым данным, существуют краны козловые с грузоподъёмностью порядка 1600 тонн. Другим достоинством является то, что некоторые конструкции козлового крана снижают вероятность раскачки груза. По этой причине, их нередко используют в портах, где сильные ветры не редкость. По сравнению с мостовыми кранами, козловые выгоднее тем, что пути движения (рельсы) для них монтировать легче – они монтируются в полу, а не на стенах здания, как для мостового крана. Кроме того, менее значимыми становятся размеры помещений, где применяется кран.
Любопытным моментом является сборка козлового крана. Как правило, все части монтируются на земле, а потом кран сам себя поднимает (за счёт сведения стоек). Впрочем, в последнее время, крановая техника не такая уж и редкость, поэтому монтаж может быть и при помощи сторонних кранов.