Так в наше время называют семейство советских, а затем российских автомобилей малого класса. Это было первые ВАЗовские автомобили не связанные по происхождению с Fiat 124. Выпускается с 1984 года и по наши дни. В России назывался - “ Спутник”, а за границей- Samara. В народе машины этого семейства носили собирательное прозвище “ зубило”.
Итальянцы в этот раз отказались от участия в разработке нового советского переднеприводного автомобиля. Встал вопрос о первом опыте разработки модели с нуля. В мае 1977 разработку конструкции перспективного 3-дверного хечбека начал А.Москалюк, дизайн проектировали В.Кряжев и В.Пашко во главе с М.Демидовцевым, внутреннюю отделку - проходивший стажировку на заводе Порше В.Губа. Для создания автомобиля было закуплено более двух десятков лицензий у зарубежных фирм. Например: на сцепление, на реечное рулевое управление, передние дисковые тормоза, дверные замки, подвеску и т.д. В качестве консультантов по конструированию были привлечены немцы с завода Порше.
В результате сотрудничества получился прорывной для отечественного автопрома автомобиль и достаточно конкурентный для зарубежья.
Новинки в конструкции: подвеска с пружинной ароматизаторной стойкой, поперечное расположение силового агрегата, встроенные датчики самодиагностики, использование современных на тот момент материалов и технологий - широкое применение пластмасс и оцинковка некоторых элементов кузова. Дизайн этой модели был выдержан в модном тогда стиле-“folded paper”(сложенный лист бумаги).
В 1997 году был произведен рестайлинг семейства, начиная с седана и заканчивая трехдверным хэчбеком. Автомобили получили обновленную переднюю часть с узкими блок-фонарями измененной формы, новые бампера, с покраской в цвет кузова, молдинги на боковинах, спойлер на задней двери, а также новый салон.
Стоит отметить тот факт, что изначально планировалось производство, совместное с Fiat. Однако производитель отказался от сотрудничества, не желая работать над переднеприводной машиной. Когда же были изучены тенденции на мировом автомобильном рынке, АвтоВАЗ решился на разработку принципиально нового автомобиля с передним приводом. Необходимо упомянуть и о том, что ВАЗ создавал прототипы подобных моделей уже в первой половине семидесятых годов. Но ведь всем известно, насколько продолжителен и труден путь по созданию автомобиля.