Каждый день миллионы людей с утра садятся в автобусы, метро, электрички. Одним словом – пользуются общественным транспортом. В больших городах, где автомобильная нагрузка на дороги особенно видна, общественный транспорт играет особенно важную роль. Поэтому встает проблема общественного транспорта, его нехватки и устаревания, причем не только в мегаполисах, но и во всех городах страны.
Если приехать в какой-нибудь малый город, где население не превышает ста тысяч человек, то сразу бросаются в глаза следующие характерные черты транспортной неразвитости территории: малая транспортная обеспеченность; плохое развитие транспортной инфраструктуры; монополия транспортной организации; высокие цены за услуги; устаревание автопарка.
Такое же положение характерно для большинства крупных городов России. Разумеется, что качество автотранспорта в районах зависит от транспортной организации в районном центре, что явно не обеспечивается. Поэтому иногда лучше сделать заказ такси, чем ехать в общественном транспорте.
Если искать причины сложившейся ситуации, то можно назвать их несколько. Первое, что говорят эксперты – неправильная организация. Большинство автотранспортных организаций были созданы еще в советские годы, когда рыночная экономика была чужда системе. Сейчас же необходимо создавать такую систему, когда в одном городе будет действовать несколько частных, а не государственных организаций, конкурирующих между собой. Тогда повысится качество обслуживания, прекратится быстрый рост цен, увеличится автопарк обслуживающих машин и, что самое важное, граждане перестанут жаловаться на плохое обслуживание автотранспорта.
Еще одной причиной, по проблема автотранспорта в городах все еще актуальна – не желание властей отдавать часть своей собственности в чужие руки. Точнее организации общественного автотранспорта, и не отдавать, а продавать. Ведь тогда они теряют некоторую часть дохода. В конце концов, доходы они будут получать в виде налогов, но эта сумма будет меньше.
Пример успешной реализации частного общественного транспорта – города Москва или Тюмень. Они используют конкурирующие частные организации, управляемы нормативами правительства города, и успешно реализуют цели по общественному транспорту в городе.
Выше сказанное говорит, что процесс модернизации общественного транспорта в городах уже начался, однако темпы его реализации еще далеки от желаемых. По сегодняшним темпам, страна выйдет на качественный уровень общественного автотранспорта только к 2025 году, поэтому в системе общественного автотранспорта нужны новые идеи.